High Siding - что это и с чем едят?

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45
Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by sergDubna » 26 Sep 2013 18:59

faiwer wrote:Прочитал от корки до корки про опасные режимы полёта. 10% наверное понял. Про кувырок (собственно ради чего и читал) почти ничего не понял. Не назвал бы это понятным. Вот "понять небо" написано понятным языком, о довольно сложных вещах. Да нужно иногда вдуматься, но 70% остаётся в голове.
Попробуйте, коллега, обложиться всеми четырьмя упомянутыми здесь книгами. Одна - суть азбука, в другой какой-то кусок хорошо
изложен, в третьей формула не слишком абстрактная, в четвертой ещё что-нибудь полезное. Посидеть, почитать - картина и сложится.
А в полете проверить...

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by faiwer » 26 Sep 2013 19:13

Если скорость дельтаплана мала и близка к минимальной, то на спирали для внутреннего конца крыла она может оказаться меньше минимально допустимой. В этом случае на внутреннем конце крыла происходит срыв потока и оно теряет подъем-ную силу, дельтаплан сваливается на крыло и может войти в штопор
и
1. Т.е. начнёт срываться. Правильно?
2. Если оставить при этом всё как есть, то будет сваливание на крыло, ну или плоский штопор. Правильно?
Разве я не тоже самое написал? Кстати без tg, cos, интегралов...

Касательно рисунка 51. Судя по надписям основная задача художника была донести до нас то, что внешняя часть крыла быстрее внутренней. Что вроде бы не вызывает здесь ни у кого сомнений. По рисунку 50 комментарий: Правильной спиралью называется планирование по винтовой траектории без скольжения с постоянными скоростью и креном. Что вроде бы тоже вполне понятно.
срыв потока произойдёт только если переотдать ручку "от себя"- крайний вариант развития ситуации
Ну собственно это тоже понятно. Чтобы сорвать поток нужно выпихнуть ручку на закритические углы атаки. Так мы и теряем скорость. Где тут разговор глухого со слепым? Вы просто игнорируете мои вопросы :)

sergDubna, физматовские книжки. Нужны книжки где есть логика и выводы из неё, а не косинусы и интегралы. Я попробую на досуге освоить "Учись летать на дельтаплане", но судя по формату текста в ней, дело будет малорезультативное. + Вопрос про high siding вряд ли в ней глубоко рассматривается. Во всяком случае high siding как средство сужения спиралей без усиления крена в целях более лёгкой обработки потоков.

User avatar
Iceman
Posts:187
Joined:19 Jun 2013 19:20
Location:Новосибирск
Contact:

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by Iceman » 26 Sep 2013 19:20

А может кто-нибудь видео выложить, на котором эта техника применяется? Для большей наглядности так сказать...

User avatar
KIPISH
Posts:567
Joined:03 Jun 2010 19:58
Location:Казахстан, Алматы

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by KIPISH » 26 Sep 2013 21:21

Iceman wrote:А может кто-нибудь видео выложить, на котором эта техника применяется? Для большей наглядности так сказать...
Думаю такого нет.
faiwer wrote:sergDubna, физматовские книжки. Нужны книжки где есть логика и выводы из неё, а не косинусы и интегралы. Я попробую на досуге освоить "Учись летать на дельтаплане", но судя по формату текста в ней, дело будет малорезультативное. + Вопрос про high siding вряд ли в ней глубоко рассматривается. Во всяком случае high siding как средство сужения спиралей без усиления крена в целях более лёгкой обработки потоков.
В то время, когда писали эти книги, даже тако термина и техники особо не было.

В общем то так.... "faiwer".... мне кажется суть да дело доходит до того, что тебе объяснили как и когда это делают, на каких крыльях кто и как это делает, физико-математического четкого объяснения нет, хотя общие понятия об этом приведены. Ты конечно не обижайся, но сначала научись обычные мощные потоки центровать и обрабатывать, а потом со временем дойдешь или не дойдешь до этого не важно, важно что научишься летать. Если хочешь формулы и четкое объяснение, то физмат тебе в руки и все старые дельтапланерные книжки с формулами, скжу честно я их не читал, точнее пытался, но забросил, объяснением на пальцах и личным опытом до меня лучше доходит. И есть куча книжек, где больше описано где и как искать потоки, нежели как их обрабатывать, потому как обработка каждого потока, на каждом дельтаплане, разная. Хочешь формул и четкого объяснения, учи мат. часть, сам, потому что ты уже взрослый самостоятельный пилот, что могли, тебе на пальцах доступно объяснили. Ты не имея опыта просто в полетах, пытаешься выучить сначала мат.часть, причем настолько глубоко, насколько не нужно этого делать, только если ты не собрался сам конструировать дельтаплан, тогда кооонечно, нужно мнго теории знать, но не на форрумах её спрашивать.
В общем у меня все... Посторюсь постов об этом больше не писать.

User avatar
KIPISH
Posts:567
Joined:03 Jun 2010 19:58
Location:Казахстан, Алматы

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by KIPISH » 26 Sep 2013 21:27

faiwer wrote:
Везет же некоторым!
Редкий полёт длится больше 30 минут (в основном в июле-августе прёт). Из-за близости города у нас обычно очень слабая погода. Планируем осваивать малинку и летать там где погода прёт :D
На самом деле погода каждый год разная, бывает и в апреле уже по 40 минут по часу без проблем летаем. В этом вот сезоне было хуже. Просто погода в основном не сильно термичная и почти всегда безоблачная, в таких условиях тяжелей учиться летать.

fiwer летает всего первый год, ему конечно сложнее летать дольше, чем нам .

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by faiwer » 26 Sep 2013 22:15

Кипишь, не суть важно когда оно мне пригодится, важно понимание процесса. У нас тут с тобой разный подход. Мне мало - "ууу, оно летает". Я хочу знать - как оно летает :) Базовые принципы я почерпнул из книг, статей и теор.занятий. Но то лишь базовые. Тот же H-S в них уже не вписывается, во всяком случае в твоём понимании. Я считаю, что понимание сил воздействующих на крыло в крене особенно важно.

Увы топик ничего не объяснил. Только всё запутал. Точнее у всех своё понимание и толкование, а оно местами противоречиво. Похоже наиболее правильным вектором будет более тщательный перевод того hangliding.com топика :)

Сижу читаю с нуля "Учись летать...", уже 22 стр. Ужасная книжка, кстати, годится для прочтения только после прохождения курса обучения, т.к. материал там дан крайне непоследовательно. Такое ощущение что писалась на коленке за столом, на котором была разбросана без всякой системы уйма графиков. + Многие довольно простые вещи поданы наиболее непонятным образом. К примеру поляру, лобовое сопротивление и прочее можно подать простым русским языком так, что будет понятно второклашкам. Как подано это в этой книге лучше даже не заикаться. Это всё так не красиво выглядит на фоне "Понять небо", в которой описаны действительно непростые вещи, довольно понятным языком. Ну хоть какой-то материал...
На самом деле погода каждый год разная, бывает и в апреле уже по 40 минут по часу без проблем летаем. В этом вот сезоне было хуже. Просто погода в основном не сильно термичная и почти всегда безоблачная, в таких условиях тяжелей учиться летать.
Ну насколько я понял не только в этом сезоне, а ещё в прошлом и позапрошлом. И что пока смога над Алматы не было, погода была бомбой. И хватит везде писать про меня, я про себя и свои полёты молчу, ориентируясь именно на опытных товарищей. А ты всё пытаешься списать на мою неопытность :) Кому я нужен :D

sergDubna
Posts:1499
Joined:08 Mar 2010 14:45

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by sergDubna » 26 Sep 2013 23:27

faiwer wrote:Сижу читаю с нуля "Учись летать...", уже 22 стр. Ужасная книжка
Что читаете, коллега, это замечательно! Некоторая бессистемность (слабенькая) этой книги имеется, но все же такая оценка
не очень справедлива, в ней есть все и для начинающего, и для просто любопытствующего. В качестве дополнения рекомендую
А.И.Пьецух "Крылья молодежи" (практика планеризма). Прекрасный учебник, его можно (даже нужно) читать параллельно
с обучающей дельтапланерной литературой.
faiwer wrote: Мне мало - "ууу, оно летает". Я хочу знать - как оно летает
Это еще замечательнее! :) Если действительно хотите этого, Вам поможет: Болонкин "Как расчитать и построить летающую
модель". Не ухмыляйтесь скептически, книга классная. А также: Яцек Капковский "Летающие крылья". На форуме ее уже
упоминали. Эти издания помогут понять связь между рукотворным изделием, перемещающимся в атмосфере, и математикой.
Найти их можно на chipmacker.ru, там на форуме есть авиамодельный раздел. В общем, гуглите и нагуглится Вам. :geek:


User avatar
@nton
Posts:324
Joined:17 Nov 2008 09:44

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by @nton » 27 Sep 2013 02:24


Я бы озаглавил все эти клипы - "пилоты в страшных конвульсиях" )))

Странная подборка клипов... а что вних нужно рассмотреть?

User avatar
Dzamikhoff
Posts:526
Joined:16 Nov 2008 11:34

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by Dzamikhoff » 27 Sep 2013 08:43

Бесполезно обсуждать хайсайдинг, акцентируя внимание только на внешних аспектах.
Хайсайдинг - это прежде всего глубокая внутренняя работа над всем существом пилота.

Прежде всего, нужно соблюдать правильную диету: есть только продукты, содержащие быстрые углеводы (мы же не хотим летать медленно) и только на ночь (для лучшей усвояемости).

Также необходимо соблюдать ряд этических норм в повседневной жизни. Эти заповеди общеизвестны: не флуди, не спамь, не занимайся троллингом, не чмори ближнего своего на форуме и не читай советских газет на ночь.

Достаточно очистив тело и разум мы можем постепенно переходить к усвоению правильного дыхания в хайсайдинге - вдох выполняется на входе в поток, выдох - на выходе. Если пилот начинающий и возникает острая необходимость подышать в потоке, то вдох нужно выполнять в зависимости от направления спирали: при левой спирали вдох выполняется через правую ноздрю, а выдох через левую, и, соответственно, наоборот. На переходах дышать нужно грудью - это придает нашему телу каплеобразную форму и уменьшает сопротивление (по этой причине многие пилоты также совершают один глубокий вдох в начале перехода, а выдох в конце - чтобы на выдохах не терять обтекаемой формы).

Также необходимо обращать внимание на так называемые "внутренние замки" - это особые напряжения различных частей тела пилота в полете. Наиболее распространен так называемый "пяточный замок" - это упор пяток в донышко подвески. Применяется для перераспределения крови в организме - происходит ее отток от ног и, соответственно, приток в область головы. Также пользуется популярностью "кистевой замок" - когда кисти пилота плотно сжимают спидбар (более общеизвестное название этого замка - "не бойся, я тебя не брошу").

Также не забываем про хэнг-шуй - входить в поток рекомендуется строго с востока, а выходить строго на запад.

И только когда все вышеописанные приемы будут освоены в совершенстве, тогда можно переходить к освоению правильного положения тела в пространстве.

Основная позиция в хайсайдинге была открыта великим Гуру Саидом Майклом Кармазиным и получила поэтическое название "собака на заборе".
Для ее выполнения делаем следующее: на вдохе "закрываем" пяточный и кистевой замки, проворачиваем тело вкоруг своей оси подцепа так, чтобы голова оказалась со стороны "внешнего" или "верхнего" крыла. Тут необходимо также освоение еще одного замка - шейного (напрягаем мышцы шеи и фиксируем ее положение). С помощью шейного замка подбородком фиксируем положение спидбара. Все корректирующие движения производим при помощи зада. В упрощенном варианте для корректирующих воздействий разрешается использовать руки.

При правильном выполнении, хайсайдинг весьма способствует просветлению.

mikha
Posts:185
Joined:27 Jan 2009 09:37

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by mikha » 27 Sep 2013 10:04

Да. И вообще, так много споров о том, чего нет :)

User avatar
Dzamikhoff
Posts:526
Joined:16 Nov 2008 11:34

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by Dzamikhoff » 27 Sep 2013 10:21

mikha wrote:так много споров о том, чего нет :)
Image

User avatar
sashas
Posts:303
Joined:13 Oct 2011 23:16

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by sashas » 27 Sep 2013 10:41

Ну вот, наконец-то пришел гуру пилот-практик и все нормально объяснил. Можно не читать предыдущие три страницы, чтобы все понять. Главное провернуться вдоль оси замка -- теперь в голове все ясно, как божий день! И как лаконично и доходчиво! Спасибо, Артур. Теперь нам не нужны объяснения со стрелками от известных форумных теоретиков :)

User avatar
Khromushin
Posts:1658
Joined:29 Jun 2011 12:00
Location:Israel
Contact:

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by Khromushin » 27 Sep 2013 10:45

1.jpg
1.jpg (26.55KiB)Viewed 13357 times
Немного о просветлении:
Так как любое "лекарство" действует, достигая определённой концентрации внутри организма следует заранее готовиться к летной практике.
Надо учитывать для однослойного просветления необходимо достичь 1/4 длины световой волны.
В многослойном просветлении следует стремиться к итерациям с квадратичной зависимостью, лучшие результаты при 6ти и 7ми ступенчатых переходах.
Влияние просветления можно выразить как пропорциональность площади действия π4⋅d2, делённой на квадрат главного расстояния.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by An.Petrovich » 27 Sep 2013 11:48

asterix20 wrote:
An.Petrovich wrote:
asterix20 wrote:Любое крыло свалится глубже в сторону спирали, если его сорвать в ней.
Не всегда.
поясни.
если у тебя одно полукрыло потеряет скорость, то оно когда-то может не начать пытаться набрать её?
Бывает так, что не смотря на крен в одну сторону - сваливание происходит с резким кренением в другую. Это связано с наличием скольжения в момент срыва. Штука очень неприятная, состояние "предкувырковое", т.к. идёт очень резкая отмашка на нос с одновременными "качелями" по скольжению и крену. Я так попадался пару раз, при вводе в штопор из пологой восходящей спирали. Обратный крен развивается очень неожиданно, и очень энергично. С тех пор при вводе в штопор с особым вниманием контролирую отсутствие скольжения.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

Post Reply