High Siding - что это и с чем едят?

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty
Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by faiwer » 10 Sep 2014 16:08

Я просто пытаюсь понять вроде бы не самую сложную вещь.
Отнюдь. Сабж весьма непростая тема. Я так понял, что 98% здешних пилотов имеют весьма отдалённое представление о физике этого процесса. Понятие high-siding каждый трактует как хочет и как может. Большинство считается high-siding-ом просто полёт в спирали, когда пилот распологается "параллельно" спидбару :D

К примеру у меня сложилось впечатление, что high-siding весьма сомнительная штука. Во всяком случае из буржуйских и не только объяснений и картинок я понял его следующим образом:

пилот срывает внутреннее (к спирали) полукрыло, и компенсирует скольжение на крыло переносом себя под внешнюю часть крыла (которая ещё сохраняет большую подъёмную силу). В итоге внутреннее полукрыло сильно заторможено и даже не держит, ввиду чего пытается уронить дп внутрь спирали, а внешнее полукрыло вполне себе ускорено. Получается дополнительный проворот вокруг оси Z, что приводит к тому, что радиус спирали существенно снижается. Однако, по логике вещей, в таком состоянии крыло имеет значительно большее снижение. Так что полёт в таком режиме должен быть оправдан каким-нибудь баснословным набором в центре ядра потока :) К тому же, я предполагаю, что в таком состоянии управляемость будет сомнительная.

По мне так летать с полусорванным крылом - это не тот режим полёта, о котором есть смысл задумываться пилотам без существенного налёта. Несмотря на то, что я летаю на хлыстатом крыле, я и думать не буду вытворять что-нибудь подобное. Если воздух не сильно турбулентен, то сузить спираль до приемлемого уровня можно просто снизив скорость, приотдав ручку, и задав, допустимый при этом крен. На полуспортивном крыле спирали получаются очень узкими, при выгодном снижении.

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by An.Petrovich » 10 Sep 2014 16:11

faiwer wrote:я понял его следующим образом:

пилот срывает внутреннее (к спирали) полукрыло ...
Неправильно понял.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by faiwer » 10 Sep 2014 16:17

An.Petrovich, хз хз:
мы НЕ прибираем ручку (зачем?), задаем аппарату крен и тут же перемещаемся в обратную сторону (удерживая аппарат от завинчивания в спираль) - чем меньше скорость и больше крен, тем более/далее необходимо "отвисаться" в противоположном углу (не прибирая ручки!), аппарат начинает вращаться "вокруг крыла", изображая восходящий штопор, радиус спирали получается примерно как у параплана.

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by An.Petrovich » 10 Sep 2014 16:39

"Изображая восходящий штопор" - это образное выражение. :) Ключевое слово: "изображая".
Я вот Деда Мороза могу изобразить, но я ведь не Дед Мороз? :D
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by air_stivale » 10 Sep 2014 16:48

Хайсайдинг, хайсайдинг - "золотое ситечко" (С) не хотите? Когда-то в гейропе модно было иметь!
Есть такие ДП, обладающие спиральной неустойчивостью, из-за отрицательного V, ввинчивающиеся в спираль. Вот на них и применяется такой способ удержания равновесия в спирали, путем удержания тушки чуть повыше нейтрали, на верхней стороне. И Все! И нечего из блохи голенище кроить!

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by faiwer » 10 Sep 2014 16:58

An.Petrovich, ну на мой взгляд, что-то вроде штопора, в light его версии, и получится. Изображай-не-изображай, а если угол тангажа не соответствует углу крена (в сторону срыва), крыло хотя бы частично, да сорвётся. Отсюда и бОльшая разница скоростей, приводящая к прокручиванию вокруг оси Z :)
air_stivale, а вот тут есть 1 нюанс, если крыло спирально неустойчиво во внутреннюю часть крыла, то летать по другому в принципе не получится :) И не суть важно каким образом при этом пилот располагает свою тушку. До тех пор пока он не переместит свою задницу или туловище во внешнюю сторону, уравновесив крен, крыло будет скользить внутрь спирали. Т.е. это всё так не совсем то, о чём речь.

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by An.Petrovich » 10 Sep 2014 17:25

faiwer, зря споришь, air_stivale прав :)
К сказанному им лишь добавлю, что угол поперечного V является, конечно, не единственной (хотя да, наиболее значительной) причиной спиральной неустойчивости ДП.
И второе - степень спиральной неустойчивости зависит не только от конструкции аппарата, но и от режима полёта. Поэтому на одном и том же ДП в одних спиралях нужен хайсайдинг, а в других в нём нет необходимости.
А срыва крыла там нет, ни частичного, ни light, ни полного. Если до срыва довёл, то спирали уже не получится, получится только штопорнуть.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by chuffed88 » 10 Sep 2014 18:56

Вот у нас с faiwerом мнение более не менее схожее. Если вы, ребят, считаете, что оно неправильное, то обоснуйте, в чем именно? А то можно сколько угодно говорить, что мы неправы и пытаемся тут троллить, но по-моему это просто пустой звон. В споре говорят истина рождается, но только если есть какие-то доводы. Вообще просьба всем, кто считает, что я пытаюсь троллить - ну не отвечайте вы просто на мои сообщения! Я понять пытаюсь и всего навсего высказываю то что мне непонятно! Делать мне что ли больше нечего троллить тут всех?

Я так понимаю, что хайсайдить можно и на спирально устойчивых дельтапланах, зачем тогда это нужно, почему тогда крен не выполаживается если нет ни срыва, ни слишком большого снижения ЧАСТИ внутреннего полукрыла? Если оно все в зоне срыва, то ясное дело, что уже никакой хайсайдинг не поможет, но если только его небольшая часть?
Вообще может быть такая разница во мнениях из-за того, что кто-то считает, что хайсайдинг нужен только на спирально неустойчивых дп, а там он нужен не из-за срыва/большой скорости снижения, а из-за не устойчивости?

С другой стороны что непонятно при таком объяснении - что на самом деле это должно иметь смысл только при значительной разнице скороподъемноси в центре потока, которая будет больше чем увеличившаяся скорости снижения. Но Барвинский говорит, что наоборот в центре и в узких потоках хайсайдить неудобно, наоборот это нужно в широких. В темке про мойес, ссылка на которую выше дается, говорится, что хайсайдинг позволяет быть ближе к центру потока, где скороподъемность выше, то есть как раз в узком потоке. Поэтому меня чего-то совсем запутали. Люди не только в теории сойтись не могут, но и в практике!

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by faiwer » 10 Sep 2014 19:34

Я так понимаю, что хайсайдить можно и на спирально устойчивых дельтапланах
Насколько я понимаю - нет. При попытке хайсайдить на спирально-устойчивых аппаратах ты просто выположишь крен и полетишь прямо.

An.Petrovich, гхм, интересно. Мне не совсем понятно... Получается что один и тот же аппарат в одном и том же воздухе может быть иногда спирально устойчивым, а иногда нет? Отчего это зависит? Аппарат начинает валиться внутрь спирали только в случае если крен и\или угол тангажа больше\меньше определённого, а до тех пор аппарат в спирали устойчив?

User avatar
An.Petrovich
Posts:1240
Joined:07 Sep 2010 09:34

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by An.Petrovich » 10 Sep 2014 19:44

faiwer wrote:An.Petrovich, гхм, интересно. Мне не совсем понятно... Получается что один и тот же аппарат в одном и том же воздухе может быть иногда спирально устойчивым, а иногда нет? Отчего это зависит?
От угла атаки, например, от радиуса спирали (т.е. от крена и скорости), от наличия или отсутствия скольжения (соотношения крена и перегрузки) - все эти факторы влияют на соотношение моментов крена и рыскания, и как следствие на степень спиральной неустойчивости.

Ну и воздух тоже ведь не один и тот же. Потоки бывают узкие и широкие, с большим или малым градиентом - это тоже влияет на затягивание в спираль (в крен) или вываливание из спирали.

А дельтаплан - один и тот же :)
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by chuffed88 » 10 Sep 2014 19:48

faiwer wrote:
Я так понимаю, что хайсайдить можно и на спирально устойчивых дельтапланах
Насколько я понимаю - нет. При попытке хайсайдить на спирально-устойчивых аппаратах ты просто выположишь крен и полетишь прямо.
Если у части крыла нет подъемной силы или она недостаточна, то не выположишь. Наоборот если остаться в середине, то дельтаплан войдет в еще больший крен. Если он даже спирально устойчив. То есть только на очень большом угле атаки.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by faiwer » 10 Sep 2014 19:53

Если у части крыла нет подъемной силы или она недостаточна, то не выположишь
Ну это как раз про то, что я говорил выше. Для этого нужно подсорвать внутреннюю часть крыла. Честно говоря, я не знаю насколько это реально. Мой дельтаплан при больших углах атаки вообще практически не управляется по крену...

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by chuffed88 » 10 Sep 2014 19:58

Так а во время хайсайдинга он нормально разве может по крену управляться? Выше кто-то вроде говоил, что он плохо управляется во время этго. Ведь если пилот сильно смесился, то смещаться дальше ему просто некуда. То есть чтобы выположить крен он может только уменьшить угол атаки.

И еще я почему-то не могу найти видео на эту тему. Ввожу high siding, а вылазит всякая ерунда. Вроде термин буржуйский.

User avatar
faiwer
Posts:1238
Joined:29 May 2013 21:22
Location:KZ, Almaty

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by faiwer » 11 Sep 2014 12:15

все остальные вопросы кроме первого поняла бы на теории
К сожалению, у нас не кому учить аэродинамике =( да и метеорологии тоже. Только по книжкам остаётся :)

User avatar
chuffed88
Posts:2726
Joined:02 Sep 2014 19:13
Location:Алматы, Казахстан

Re: High Siding - что это и с чем едят?

Post by chuffed88 » 11 Sep 2014 12:20

Как это некому?? А Игорь разве не может? Ну ничего, со временем разберемся и по книжкам, и задавая вопросы на форуме. В конце концов некоторые на этом форуме к счастью все-таки отвечают по теме.

Post Reply