High Siding - что это и с чем едят?
Moderators:SysTry, lea, Andrew
Добрый день. У нас в клубе возник спор по поводу high siding-а. Хочется большего понимания что это такое и с чем его едят.
Из того что мне удалось найти в сети вырисовывается следующая картинка: некоторые крылья склонны к усиливанию крена в спирали. Соответственно они нуждаются в том, чтобы пилот недопускал излишнего усиления крена, и, к примеру, периодически откренивал. Тут на помощь приходит техника high siding, суть которой заключается в том, что пилот старается расположиться параллельно спидбару, сместив ноги в сторону обратную крену (отсюда и название "высокая сторона", т.к. сторона крыла обратная крену - выше). Управление при этом несколько изменяется, т.к. пилот таскает себя теперь уже вдоль спидбара. Преимущества HS не до конца ясны. Насколько я понимаю - в первую очередь, так меньше устаёшь; во вторую - можно весьма точно задать нужный угол крена, аки хирург. Помимо прочего, очевидно, что в таком положении несколько больше лобовое сопротивление, т.е. итоговая скорость ниже, что может быть удобным в слабых потоках.
Правильно я понимаю сию технику управления? Наши ребята помимо этого считают, что HS это не удобная техника для крыльев склонных к усилению крена в спирали, а продвинутая техника полётов в слабых потоках и ноликах. По их словам получается что можно задавать довольно узкую спираль практически без крена, за счёт создания большей угловой скорости, которая возникает в следствии переноса ног в сторону обратную крену. Т.е. в итоге получаются узкие спирали, в которых дельт летит медленно и практически без крена, сохраняя большую подъёмную силу, что особенно необходимо для выживания в ноликах.
Но если классическое объяснение, найденное мною в сети (2-ой абзац) мне кажется вполне логичным, то аргументы из 3-го абзаца кажутся сильно надуманными. Посему решил создать топик здесь, чтобы поставить на этом вопросе точку.
P.S. Стасян, присоединяйся, устроим holy-war
Из того что мне удалось найти в сети вырисовывается следующая картинка: некоторые крылья склонны к усиливанию крена в спирали. Соответственно они нуждаются в том, чтобы пилот недопускал излишнего усиления крена, и, к примеру, периодически откренивал. Тут на помощь приходит техника high siding, суть которой заключается в том, что пилот старается расположиться параллельно спидбару, сместив ноги в сторону обратную крену (отсюда и название "высокая сторона", т.к. сторона крыла обратная крену - выше). Управление при этом несколько изменяется, т.к. пилот таскает себя теперь уже вдоль спидбара. Преимущества HS не до конца ясны. Насколько я понимаю - в первую очередь, так меньше устаёшь; во вторую - можно весьма точно задать нужный угол крена, аки хирург. Помимо прочего, очевидно, что в таком положении несколько больше лобовое сопротивление, т.е. итоговая скорость ниже, что может быть удобным в слабых потоках.
Правильно я понимаю сию технику управления? Наши ребята помимо этого считают, что HS это не удобная техника для крыльев склонных к усилению крена в спирали, а продвинутая техника полётов в слабых потоках и ноликах. По их словам получается что можно задавать довольно узкую спираль практически без крена, за счёт создания большей угловой скорости, которая возникает в следствии переноса ног в сторону обратную крену. Т.е. в итоге получаются узкие спирали, в которых дельт летит медленно и практически без крена, сохраняя большую подъёмную силу, что особенно необходимо для выживания в ноликах.
Но если классическое объяснение, найденное мною в сети (2-ой абзац) мне кажется вполне логичным, то аргументы из 3-го абзаца кажутся сильно надуманными. Посему решил создать топик здесь, чтобы поставить на этом вопросе точку.
P.S. Стасян, присоединяйся, устроим holy-war
Re: High Siding - что это и с чем едят?
faiwer wrote:Добрый день. У нас в клубе возник спор по поводу high siding-а. Хочется большего понимания что это такое и с чем его едят.
Из того что мне удалось найти в сети вырисовывается следующая картинка: некоторые крылья склонны к усиливанию крена в спирали. Соответственно они нуждаются в том, чтобы пилот недопускал излишнего усиления крена, и, к примеру, периодически откренивал.
Что значит усиливание крена в спирали? Если у тебя оппарат закручивается в одной из спиралей, то он неправильно настроен, просто иногда кому то удобнее, когда в одной спирали аппарат стоит круто, а в другой плоско.
Можно не только ноги закидывать, но и все тело.Тут на помощь приходит техника high siding, суть которой заключается в том, что пилот старается расположиться параллельно спидбару, сместив ноги в сторону обратную крену (отсюда и название "высокая сторона", т.к. сторона крыла обратная крену - выше).
Управление при этом несколько изменяется, т.к. пилот таскает себя теперь уже вдоль спидбара. Преимущества HS не до конца ясны. Насколько я понимаю - в первую очередь, так меньше устаёшь;
На новых дельтапланах почти не устаешь, т.к они легко рулятся и особой усталости не чувствуешь, ну после 2 часов чувствуешь конечно, но в общем то это общая усталость, а не только рук.
В том и суть, что бы задать нужный угол, наименьший и уменьшить скорость, что бы выжить в слабых потоках.во вторую - можно весьма точно задать нужный угол крена, аки хирург. Помимо прочего, очевидно, что в таком положении несколько больше лобовое сопротивление, т.е. итоговая скорость ниже, что может быть удобным в слабых потоках.
А зачем это еще нужно, кроме как не выживать в слабых и узких ноликах? Просто ты спарашивал как это работает, вот мы и сказали, что переносом своего тела во внешний угол, ты задаешь большую скорость внешнему крылу, а внутреннему меньшую, но не как не общую большую угловую скорость, что позволяет уменьшить угол крена и общую скорость в спирали. Но еще раз говорю, не всегда только ноги загидываешь, всегда по разному, иногда все тело, иногда только ноги, а иногда просто голову.Правильно я понимаю сию технику управления? Наши ребята помимо этого считают, что HS это не удобная техника для крыльев склонных к усилению крена в спирали, а продвинутая техника полётов в слабых потоках и ноликах. По их словам получается что можно задавать довольно узкую спираль практически без крена, за счёт создания большей угловой скорости, которая возникает в следствии переноса ног в сторону обратную крену. Т.е. в итоге получаются узкие спирали, в которых дельт летит медленно и практически без крена, сохраняя большую подъёмную силу, что особенно необходимо для выживания в ноликах.
Любишь ты поболтатьP.S. Стасян, присоединяйся, устроим holy-war
Re: High Siding - что это и с чем едят?
С этим не ко мне. Так пишут Судя по всему некоторые дельтапланы действительно склонны к этому. Интересно - насколько. По-хорошему при определённом крене и определённом угле атаки будет строго определённая спираль. Единственное чем её можно изменить - лобовым сопротивлением.Что значит усиливание крена в спирали? Если у тебя оппарат закручивается в одной из спиралей, то он неправильно настроен, просто иногда кому то удобнее, когда в одной спирали аппарат стоит круто, а в другой плоско.
По а другому и не получится. Но во внешней стороне крыла у тебя окажутся как раз ноги. Всё правильно. Если ты целиком окажешься во внешней стороне крыла то крен будет уже в другую сторону.Можно не только ноги закидывать, но и все тело.
Суть в том, наскольно я понимаю, HS это не инструмент для уменьшения угла при сохранении других параметров спирали. Это просто инструмент для удержания угла крена. Как то так. Задать наименьший угол ты можешь без всяких HS с тем же успехом. Будет у тебя более пологая спираль. Если выпихнешь ручку - будет более узкая. И не важно как ты расположен.В том и суть, что бы задать нужный угол, наименьший и уменьшить скорость, что бы выжить в слабых потоках.
Переносом своего тела во внешний угол ты открениваешь дельтаплан, т.е. уменьшаешь угол крена. Т.е. ты ускоряешь внутреннюю часть крыла, и замедляешь внешнюю. Разве не так? Когда ты летишь прямолинейно - у тебя обе части крыла летят с одной и той же скоростью.Просто ты спарашивал как это работает, вот мы и сказали, что переносом своего тела во внешний угол, ты задаешь большую скорость внешнему крылу, а внутреннему меньшуюх
Не люблюю магию. Люблю когда всё понятно.Любишь ты поболтать
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Можно не только ноги закидывать, но и все тело.
Все зависит от того насколько ты сместишься всем телом во внешнюю сторону, если сильно, то выположишь аппарат и выпадешь из потока, если достаточно, останешься в спирали, но более плоской.По а другому и не получится. Но во внешней стороне крыла у тебя окажутся как раз ноги. Всё правильно. Если ты целиком окажешься во внешней стороне крыла то крен будет уже в другую сторону.
В том и суть, что бы задать нужный угол, наименьший и уменьшить скорость, что бы выжить в слабых потоках.
Как? Ну по вилосипедному можно конечно. Может еще как то можноЗадать наименьший угол ты можешь без всяких HS с тем же успехом.
Просто ты спарашивал как это работает, вот мы и сказали, что переносом своего тела во внешний угол, ты задаешь большую скорость внешнему крылу, а внутреннему меньшуюх
Переносом тела во внешнюю часть, ты увеличиваешь скорость ВНЕШНЕГО крыла, так как придаешь ему большую массу и уменьшаешь скорость внутреннего крыла, опять же уменьшением массы воздействующей на него. Хотя може и внутреннего не уменьшаешь или незначительно, но в целом это дает более пологую спираль. Это кстати все работает при переносе всей массы, когда же ты дигонально спидбару становишься, то уменьшаешь скорость лобовым сопротивлением своего тела, ну и наверняка меняешь скорсть по сторонам крыльев. но уже в меньшей степени.Переносом своего тела во внешний угол ты открениваешь дельтаплан, т.е. уменьшаешь угол крена. Т.е. ты ускоряешь внутреннюю часть крыла, и замедляешь внешнюю. Разве не так? Когда ты летишь прямолинейно - у тебя обе части крыла летят с одной и той же скоростью.
Любишь ты поболтать
А вот немного флуда про магию https://www.youtube.com/watch?v=Hu6MVnwPClAНе люблюю магию. Люблю когда всё понятно.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
1. по велосипдномуКак? Ну по вилосипедному можно конечно. Может еще как то можно
2. сместив ноги и подождав
3. мини коорд.поворот
4. ...
Любым способом, который позволяет переместить ЦТ в сторону обратную крену.
Эмм.... Единственное чего ты добьёшься перенеся тело во внешнюю часть - внешняя часть станет немного тяжелее и крен уменьшится. Больше ничего не произойдёт. Внешняя часть крыла наоборот замедлится, а внутренняя ускорится. Но если хоть какой то крен останется, то внешняя часть крыла всё равно будет быстрее внутренней. Вполне подходит под описание слова "откренить".Переносом тела во внешнюю часть, ты увеличиваешь скорость ВНЕШНЕГО крыла, так как придаешь ему большую массу и уменьшаешь скорость внутреннего крыла, опять же уменьшением массы воздействующей на него.
Единственное что может сохранить угол атаки, лобовое сопротивление и угол крена единым, но при этом сузить спираль - это если увеличится угловая скорость. Например поставить 2 турбинки дующие в разные стороны по краям крыла. Если их включить - то крыло будет дополнительно раскручиваться по оси Z. Как только они выключатся - спираль вернётся в исходное состояние.
Полагаю, что отношение скоростей будет прежним.когда же ты дигонально спидбару становишься, то уменьшаешь скорость лобовым сопротивлением своего тела, ну и наверняка меняешь скорсть по сторонам крыльев. но уже в меньшей степени.
Угу, видел. EPIC WIN Всё что касается маршрутных полётов вполне вписывается в этот ролик )А вот немного флуда про магию https://www.youtube.com/watch?v=Hu6MVnwPClA
Re: High Siding - что это и с чем едят?
По вилосипедному еще ладно, остальными способами не очень удобно и эффективно.faiwer wrote:1. по велосипдномуКак? Ну по вилосипедному можно конечно. Может еще как то можно
2. сместив ноги и подождав
3. мини коорд.поворот
4. ...
Любым способом, который позволяет переместить ЦТ в сторону обратную крену.
Переносом тела во внешнюю часть, ты увеличиваешь скорость ВНЕШНЕГО крыла, так как придаешь ему большую массу и уменьшаешь скорость внутреннего крыла, опять же уменьшением массы воздействующей на него.
Почему ты считаешь что внешняя замедлится а внутренняя ускорится?Эмм.... Единственное чего ты добьёшься перенеся тело во внешнюю часть - внешняя часть станет немного тяжелее и крен уменьшится. Больше ничего не произойдёт. Внешняя часть крыла наоборот замедлится, а внутренняя ускорится.
когда же ты дигонально спидбару становишься, то уменьшаешь скорость лобовым сопротивлением своего тела, ну и наверняка меняешь скорсть по сторонам крыльев. но уже в меньшей степени.
Это если считать, что при переносе всего веса тела внешнее крыло не ускоряется, а наоборот медленнее летитПолагаю, что отношение скоростей будет прежним.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
СолидаренПо вилосипедному еще ладно, остальными способами не очень удобно и эффективно.
Как ДП поворачивает, за счёт чего? Перенеся центр тяжести ты накрениваешь аппарат в сторону поворота. Изменяются углы атаки, причём таким образом, что внутреннее крыло летит медленнее, а внешнее быстрее. И радиусы их траектории будет соответствующими. Чем сильнее крен, тем больше разность скоростей. При выполаживании происходит всё с точности наоборот. А перенеся ЦТ в сторону обратную от крена ты именно выполаживаешь ДП.Почему ты считаешь что внешняя замедлится а внутренняя ускорится?
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Почему ты считаешь что внешняя замедлится а внутренняя ускорится?
Хорошо ,это если делаешь координированный поворот, разворот спираль, и выход из них же делаешь координированно, т.е. прибираешь скорость, кренишь, и действие получается лучше если ты приотдашь ручку, если нет, скользнешь на крыло. Теперь представь.... Стоишь в спирали, положение тела находится по центру спидбара, делатплан никак не меняет свое положение если ты в центре спидбара, хотя по твоему определеню он должен выположиться со временем, т.к. ты перенес центр тяжести из угла в котором ты находишься в центр, соответственно и дельтаплан должен выположиться, а если совсем в противоположную, то выположиться и встать в другую спирал. Я правильно твои мысли понял?Как ДП поворачивает, за счёт чего? Перенеся центр тяжести ты накрениваешь аппарат в сторону поворота. Изменяются углы атаки, причём таким образом, что внутреннее крыло летит медленнее, а внешнее быстрее. И радиусы их траектории будет соответствующими. Чем сильнее крен, тем больше разность скоростей. При выполаживании происходит всё с точности наоборот. А перенеся ЦТ в сторону обратную от крена ты именно выполаживаешь ДП.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Это всецело зависит от дельтаплана, насколько я понимаю. Некоторые склонны к самостоятельному выходу, некоторые наоборот к усугублению крена.делатплан никак не меняет свое положение если ты в центре спидбара
Интересная мысль. Не готов на неё ответить. Нужно более глубокое понимание физики сил действующих на дп. Мне всегда казалось что ДП и в правду выполаживается, во всяком случае, мой Discus. Помнится кто-то говорил про то, что выполаживание или усугубление крена будет больше зависить от этого самого крена. Т.е. если задашь слабый крен - ДП из него постепенно выйдешь, если задашь сильный крен - то он или будет устойчивым или будет усугубляться. Полагаю именно это на западе называют "spiral instability". И скорее всего очень много тут зависит от модели ДП.т.к. ты перенес центр тяжести из угла в котором ты находишься в центр, соответственно и дельтаплан должен выположиться, а если совсем в противоположную, то выположиться и встать в другую спирал. Я правильно твои мысли понял?
В топик срочно вызывается человек который дружит с физикой и аэродинамикой
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Где то у Мойесов читал очень хорошее объяснение этому явлению, зачем и почему и в чем преимущество.
Суть в том, что при выносе тела во внешнюю сторону от спирали, общий ЦТ системы смещается туда же, а это в свою очередь позволяет крутить более узкие спирали.
Но не каждый аппарат на такое способен.
Как то так.
Суть в том, что при выносе тела во внешнюю сторону от спирали, общий ЦТ системы смещается туда же, а это в свою очередь позволяет крутить более узкие спирали.
Но не каждый аппарат на такое способен.
Как то так.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Кажется я начинаю понимать. Видимо это работает примерно так: аппараты, склонные к постоянному усилению крена в спирали, могут сохранить опр. угол крена при центре тяжести, расположенном по ту сторону от крена. Т.е. их (аппаратов) склонность к усилению крена, позволяет противостоять открениванию до определённых пределов. Т.е. позволяет разместить ЦТ чуть дальше, чем другие аппараты, при том же угле крена. Довольно логично. Осталось понять, каким образом смещённый туда ЦТ позволяет крутить более узкие спирали. За счёт чего?Суть в том, что при выносе тела во внешнюю сторону от спирали, общий ЦТ системы смещается туда же, а это в свою очередь позволяет крутить более узкие спирали.
+ если исходить из той же логики, то не суть важно каким образом пилот отдалит свой центр тяжести в сторону обратную крену (т.е. важен сам факт). Но наверное h-s позволяет сделать это проще или удобнее.
+ получается, что на таких аппаратах нужно или всё время воевать за стабильность спирали, или держать ЦТ тяжести дальше
Ещё интересно было бы узнать - какие именно модели ЛА склонны к усилению крена.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
H-s позволяет без отдачи ручки (на виражах малого радиуса её отдавать уже некуда) контролировать
скольжение крыла внутрь разворота. Имеет смысл на аппаратах со склонностью к спиральной неустойчивости.
Именно со склонностью - на неустойчивых лучше не летать, голланят. Помогает посадке на пологий склон поперёк
ската (пробовал это еще на "Утюге", давным-давно, под восточным склоном Юцы - просадило ниже плато, а в
кукурузу не хотелось).
скольжение крыла внутрь разворота. Имеет смысл на аппаратах со склонностью к спиральной неустойчивости.
Именно со склонностью - на неустойчивых лучше не летать, голланят. Помогает посадке на пологий склон поперёк
ската (пробовал это еще на "Утюге", давным-давно, под восточным склоном Юцы - просадило ниже плато, а в
кукурузу не хотелось).
Re: High Siding - что это и с чем едят?
sergDubna, а что насчёт более узких спиралей при слабой термичности? Он нужен именно для контроля скольжения или для получения более узких спиралей без усиления крена в слабых потоках? =)
Ещё пара вопросов:
- устойчивость в спирали и устойчивость по крену - это одно и тоже или разные вещи?
- спорты вроде как склонны к голландскому шагу, получается они спирально неустойчивые?
Ещё пара вопросов:
- устойчивость в спирали и устойчивость по крену - это одно и тоже или разные вещи?
- спорты вроде как склонны к голландскому шагу, получается они спирально неустойчивые?
- Khromushin
- Posts:1658
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Не принимая в расчет про какое именно крыло разговор, вся беседа становится абстракцией...
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Khromushin, к примеру:
- Aeros Combat 09, GT
- Moyes RS, RX
- Aeros Discus
- Aeros Combat 09, GT
- Moyes RS, RX
- Aeros Discus