"Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Moderators:SysTry, lea, Andrew
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Намедни довелось услышать рекомендацию (причём единодушно поддержанную несколькими опытными пилотами), показавшуюся мне довольно странной: при затягивании в облако - взвести полиспаст на 1/2 для скорейшего выхода из облака.
Я очень надеюсь, что диспут сейчас не сведётся к обсуждению вопроса: "какого фига пилот вообще делает в облаке?" (всё-таки пока ещё осень, хоть тема и "зимняя"), и безусловно, лучшей рекомендацией является не летать в облаках. Однако как показывает практика - никто не застрахован, и иногда случается...
На мой взгляд, взведение полиспаста в предложенных обстоятельствах вредно для здоровья по трём причинам:
1. Управляемость хуже, "чувство ручки" тоже = больше вероятность накрутить в потёмках ещё более заковыристых загогулин.
2. Повышается кувыркучесть аппарата (а как правило, в облаках турбулентно).
3. Заметно улучшается качество, а значит при равных скоростях - вниз мы пробьёмся меньше, чем могли бы на одной и той же дистанции, за одно и то же время.
Хотелось бы услышать мнение авторитетных товарищей - в чём я заблуждаюсь.
Я очень надеюсь, что диспут сейчас не сведётся к обсуждению вопроса: "какого фига пилот вообще делает в облаке?" (всё-таки пока ещё осень, хоть тема и "зимняя"), и безусловно, лучшей рекомендацией является не летать в облаках. Однако как показывает практика - никто не застрахован, и иногда случается...
На мой взгляд, взведение полиспаста в предложенных обстоятельствах вредно для здоровья по трём причинам:
1. Управляемость хуже, "чувство ручки" тоже = больше вероятность накрутить в потёмках ещё более заковыристых загогулин.
2. Повышается кувыркучесть аппарата (а как правило, в облаках турбулентно).
3. Заметно улучшается качество, а значит при равных скоростях - вниз мы пробьёмся меньше, чем могли бы на одной и той же дистанции, за одно и то же время.
Хотелось бы услышать мнение авторитетных товарищей - в чём я заблуждаюсь.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Я думаю тут идея не вниз пробиться, ведь вас не просто так затянуло в облако, а поскорее вперед. Если на сброшенном полиспасте под облаком не хватило снижения, то в облаке его не хватит и подавно. Поэтому скорейший и кратчайший путь из облака - в сторону.
Управляемость хуже, однако выше устойчивость. Хуже или лучше это в данной ситуации? Не знаю, мне думать лень.
Управляемость хуже, однако выше устойчивость. Хуже или лучше это в данной ситуации? Не знаю, мне думать лень.
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Да и сильно ручку зажимать на отпущенном полиспасте банально тяжело, у меня у аппапарта существенные усилия на пустом, а на половине управляемость не теряется, зато комфортно зажать можно. И да обычно вылетаешь вбок в сторону самого светлого места, а не вниз.
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
То, что в этом идея - это понятно. И для осуществления этой идеи - идея взвести полиспаст и кажется мне ошибочной. Потому, что:NikolayD wrote:Я думаю тут идея не вниз пробиться, ведь вас не просто так затянуло в облако, а поскорее вперед.
- верно, но на взведённом полиспасте снижение будет ещё менее интенсивным (или продолжающийся набор - более интенсивным).NikolayD wrote:Если на сброшенном полиспасте под облаком не хватило снижения, то в облаке его не хватит и подавно.
Согласен, это бесспорно.NikolayD wrote:Поэтому скорейший и кратчайший путь из облака - в сторону.
Вопрос лишь - на какой скорости будем выходить? Неужели на той, которую с распущенным полиспастом аппарат развить не в состоянии??
"Официальные" рекомендации гласят - нужно держать балансировочную скорость. Если вдуматься в суть этой рекомендации - то вообще говоря речь идёт не про усилия на ручке (понятно, что на взведённом полиспасте балансировочная скорость будет выше), а по сути, рекомендуется держать некую среднюю скорость, которая с одной стороны обеспечивает наилучшую управляемость, с другой - запас по углу атаки и сваливанию, и с третьей - недостаточна для создания перегрузки, способной разрушить крыло. Если к этим трём "китам" добавить желание всё-таки побыстрее выйти из зоны подъёма и облака - то можно децел и притопить. Но ведь не гнать так, чтобы можно было сломать крыло по перегрузке, попав в непонятное пространственное положение. На мой взгляд, эту "удобную" скорость любой дельт развивает безо всякого полиспаста.
Last edited by An.Petrovich on 10 Sep 2013 11:06, edited 1 time in total.
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Да, это аргумент.sashas wrote:Да и сильно ручку зажимать на отпущенном полиспасте банально тяжело, у меня у аппапарта существенные усилия на пустом, а на половине управляемость не теряется, зато комфортно зажать можно.
Спасибо.
(просто на Дискасе у меня таких проблем нет, поэтому об этой версии не подумал...)
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Еще дополнение такое. Каждый примерно знает при какой турбулентности он еще может удержать аппарат ровно на данной скорости и данном полиспасте. Соответственно, я когда из облака вылетаю, то зажимаю с расчетом на возможно большую турбулентность. Т.е. не ацки сильно, но скорость стараюсь держать -- чтобы быстрее вылететь и чтобы был запас на маневр в случае чего.
- An.Petrovich
- Posts:1240
- Joined:07 Sep 2010 09:34
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Итого, насколько я понял, идея взвести полиспаст обосновывается не стремлением вылететь из облака побыстрее (это можно сделать и без полиспаста, причём эффективнее), а объясняется физическими затруднениями зажать аппарат на необходимое время. Верно?
Превращаю высоту в скорость.
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Скорость - в манёвр.
Манёвр - в удовольствие.
Так зажигаю!
(вольная интерпретация формулы А.И.Покрышкина: "Высота - скорость - манёвр - огонь!")
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
An.Petrovich думаю загвоздка произошла потому, что данная рекомендация не применима одинаково для лысых и мачтовых крыльев, т.е. она даже скорее всего для лысых крыльев, как обосновала Sasha. А на дискусе при затягивания полиспаста в облаке даже на половину действительно могут возникнуть проблемы с управлением, поэтому эффективней зажаться без полиспаста.
Эх, жизнь моя - жестянка,
Да ну её в болото,
Живу я, как поганка,
А мне летать, а мне летать, А мне летать охота.
Да ну её в болото,
Живу я, как поганка,
А мне летать, а мне летать, А мне летать охота.
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
У меня да, дискомфортом от зажатой ручки на пустом полиспасте.An.Petrovich wrote:Итого, насколько я понял, идея взвести полиспаст обосновывается не стремлением вылететь из облака побыстрее (это можно сделать и без полиспаста, причём эффективнее), а объясняется физическими затруднениями зажать аппарат на необходимое время. Верно?
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Я на полиспасте по прямой лечу быстрее и комфортнее, чем без. Как лететь быстрее и эффективнее без него?
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Итого, насколько я понял, Саша часто летает в облаках
Вообще это не круто.
Вообще это не круто.
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Миша, троллишь штоле?
Отвечу серьезно на всякий случай. (Эхх, хотя какой соблазн поддержать твой троллинг). Нарочно в облаках стараюсь не летать и никому не советую. И надеюсь, все представляют меры предосторожности, чтобы в облаках не оказываться. А еще на небе есть крутой рассказ про Одинмужика на планере.
Отвечу серьезно на всякий случай. (Эхх, хотя какой соблазн поддержать твой троллинг). Нарочно в облаках стараюсь не летать и никому не советую. И надеюсь, все представляют меры предосторожности, чтобы в облаках не оказываться. А еще на небе есть крутой рассказ про Одинмужика на планере.
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
ну не что - мне просто может с недосыпа показалось что это типа нормально. Но всё, я понял, позиция теперь ясна, вопросов по данному вопросу не имею
Да, в облака залетать не стоит. Год назад был свидетелем, как чувак из-за очков-голов-секунд попался в облако перед грозой - я видел с земли как его засосало, это было капец как страшно - он таки выбрался (долго там болтался, унесло его за несколько десятков км) но рисковать так снова он даже близко больше не будет.
Да, в облака залетать не стоит. Год назад был свидетелем, как чувак из-за очков-голов-секунд попался в облако перед грозой - я видел с земли как его засосало, это было капец как страшно - он таки выбрался (долго там болтался, унесло его за несколько десятков км) но рисковать так снова он даже близко больше не будет.
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Я рекомендую немного взвести полиспаст и одновременно подзажать ручку по одной и только одной причине - в этом случае ты ощущаешь скольжение по спидбару до начала разворота и тебе проще удерживать курс. Немного - это меньше 1/2. На четверть где-то для старого комбата, зависит от дельтаплана, конечно. Отпущенное крыло при возникновении крена почти сразу начинает поворачивать нос, и отклонение от курса потом замечаешь только по gps, а так получается лететь почти прямо на ощущениях.
Для себя выработал такой алгоритм, что сделать перед затягиванием в облако (если это неотвратимо):
1. Переключить GPS в тот режим, в котором удобнее держать курс
2. Запомнит правильное положение стрелки для ужерживания курсе
3. Чуть-чуть взвести полиспаст
4. Увеличить скорость
5. Успокоиться
Для себя выработал такой алгоритм, что сделать перед затягиванием в облако (если это неотвратимо):
1. Переключить GPS в тот режим, в котором удобнее держать курс
2. Запомнит правильное положение стрелки для ужерживания курсе
3. Чуть-чуть взвести полиспаст
4. Увеличить скорость
5. Успокоиться
Соблюдайте гравитацию. Это - закон.
- Khromushin
- Posts:1658
- Joined:29 Jun 2011 12:00
- Location:Israel
- Contact:
Re: "Зимняя" тема: полиспаст в облаках ))
Стоит пунктик важный добавить — вспомнить форму облака и направление ветра и например выбрать курс в боковую относительно ветра сторону облака (зависит от формы облака) если облако вытянутое по ветру.
«Собака лает — ветер носит, а караван идет».