Снос

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:
Снос

Post by Alexander Hollay » 31 Mar 2013 21:51

Поделитесь секретами мастерства, как работать со сносом на посадке.

Ситуация:
Аппарат летит на посадочной глиссадо и имеет боковую составляющую движение, т.е. движется боком.

Вопросы:
1) Как распознать снос?
2) Пилот определил примерное направление ветра и заходит на посадку. Как понять, что идет снос а не то, что аппарат доворачивает против ветра?
3) Аппарат летит на малой высоте, пилот понимает что его сносит. Как исправить ситуацию если высоты мало?
4) Исправлять что то поздно, аппарат движется с боковой составляющей. Надо отдавать ручку и срывать поток. Техника исполнения посадки в таких условиях?
5) Свои замечания, ситуации...

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Снос

Post by air_stivale » 01 Apr 2013 06:40

Снос на посадке - то бишь посадка под углом к ветру. Возможны конечно варианты по ситуации, но лучше все же против ветра садиться. И чтобы иметь возможность исправить ошибку - заходить на посадку на повышенной скорости, т.е. поджав ручку. Да наверное об этом все знают. Ну да не лишне напомнить.

User avatar
myriad
Posts:53
Joined:19 Nov 2008 07:12
Location:Екатеринбург

Re: Снос

Post by myriad » 01 Apr 2013 08:59

Alexander, привет! Неужели никто из ближайших коллег не рассказал? ;)

1. Земля набегает справа-поворачивай влево, набегает слева - поворачивай вправо.
2. ИМХО, это всегда снос, не будет он никуда доворачивать
3. см. п.1.
4. В зависимости от силы ветра. При слабом - ничего не делать. Если ветер посильнее - немного прикрыться небольшим креном в сторону, противоположную сносу (т.е. если земля набегает справа - кренчик ВЛЕВО)
5. ЗАРАНЕЕ ДУМАТЬ! Существенный снос легко определить с нормальным запасом высоты, а если снос несущественный - то и фиг с ним, главное, чтобы не попутно-боковой. У некоторых Компео ветер кажет :)
Новости не станут лучше от того, что ты их раньше узнаешь

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:

Re: Снос

Post by Alexander Hollay » 01 Apr 2013 10:04

myriad wrote:Неужели никто из ближайших коллег не рассказал? ;)
Ну почему же, могу даже ответ процитировать:
"А чё за странные вопросы про скольжение?"
:mda:
А вот меня теразает, что у всех ощущение, что это настолько простая вещь,что заворачиваться этим даже не стоит. А мне не понятно... :sad:

User avatar
myriad
Posts:53
Joined:19 Nov 2008 07:12
Location:Екатеринбург

Re: Снос

Post by myriad » 01 Apr 2013 10:30

Alexander Hollay wrote:А вот меня теразает, что у всех ощущение, что это настолько простая вещь,что заворачиваться этим даже не стоит. А мне не понятно...
Так это в дельтапланеризме часто так - пока не научился - непонятно и страшно, а как научился, то объяснить не можешь - "вот получается так, и все... Что делать? - а хз, оно как-то само..." :) Потому и создаётся впечатление, что народ не заморачивается.

Тут только практика - брать учебный дельт и с учлётами на горку - садиться по разному - с боковиком, в контрсклон...

Мы делали так: несколько раз выезжали ЗИМОЙ в Верхний Уфалей (там страшная горка, да. но учит всему быстро, ага ;) ) и целый день садились с боковиком и в контрсклон, В СНЕГ. Потом глядишь, а некоторые, прокиснув на на Комбате на соревнованиях, контрятся (чтоб поближе к старту) и улетают с третьего раза.

Лично для меня в период начального обучения было неочевидно, куда доворачивать при сносе, первое время увидев снос, я какое-то время мучительно размышлял, и доворачивал...в сторону сноса :crazy: . Ничё - пара бахов по ветру - и (ура!) я знаю куда поворачивать!
Новости не станут лучше от того, что ты их раньше узнаешь

Махно
Posts:235
Joined:14 Sep 2012 23:17

Re: Снос

Post by Махно » 01 Apr 2013 10:46

Alexander Hollay wrote: 1) Как распознать снос?
Аппарат летит на посадочной глиссадо и имеет боковую составляющую движение, т.е. движется боком.
2) Пилот определил примерное направление ветра и заходит на посадку. Как понять, что идет снос а не то, что аппарат доворачивает против ветра?
А зачем аппарату доворачивать против ветра? Он одушевлён или нарушает законы Ньютона?

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:

Re: Снос

Post by Alexander Hollay » 01 Apr 2013 12:09

Махно wrote:А зачем аппарату доворачивать против ветра? Он одушевлён или нарушает законы Ньютона?
Из приведенных ответов можно сделать вывод, что не зачем!
Вот это первое заблуждение, которое, спасибо, помогли распознать.

В целом это и была ошибка, которую я не догонял :good: .

Так что теперь п.1. можно ответить, так что если аппарат пытается куда то повернуть или лететь куда тебе не надо, то это в любом случае снос.

Хотел бы модифицировать вопрос "2) Пилот определил примерное направление ветра и заходит на посадку. Как понять, что идет снос а не то, что аппарат доворачивает против ветра?" так как в нем разобрались, что доворота ни какого не бывает.

6) Как заранее распознать снос? Что нужно делать специально для этого?

Поясню, я например, делаю такую штуку, перед посадкой набираю скорость, перевожусь в вертикаль. Аппарат летит прямо, приотпускаем (немного ослабляем усилие на ручки) его, в этот момент он если хотел куда-то довернуть он делает это более резво, и понятно куда надо подрулить, доворачиваем, поджимаем ручку и заходим на глиссадо притираясь к земле. Замечания?

Махно
Posts:235
Joined:14 Sep 2012 23:17

Re: Снос

Post by Махно » 01 Apr 2013 12:26

Alexander Hollay wrote: Хотел бы модифицировать вопрос "2) Пилот определил примерное направление ветра и заходит на посадку. Как понять, что идет снос а не то, что аппарат доворачивает против ветра?" так как в нем разобрались, что доворота ни какого не бывает.
Аппарат может куда-то доворачивать, пересекая срез ветра, например, но просто так доворачивать он не будет.
Alexander Hollay wrote: 6) Как заранее распознать снос? Что нужно делать специально для этого?
Поясню, я например, делаю такую штуку, перед посадкой набираю скорость, перевожусь в вертикаль. Аппарат летит прямо, приотпускаем (немного ослабляем усилие на ручки) его, в этот момент он если хотел куда-то довернуть он делает это более резво, и понятно куда надо подрулить, доворачиваем, поджимаем ручку и заходим на глиссадо притираясь к земле. Замечания?
Судя по этому, вера в традиционный "доворот аппарата на ветер" никуда не делась :)

User avatar
myriad
Posts:53
Joined:19 Nov 2008 07:12
Location:Екатеринбург

Re: Снос

Post by myriad » 01 Apr 2013 12:48

Саня, стоп!

Нужно различать "снос от фонового ветра" и "ковыряние от термической турбулентности".

Ты летал в воскресенье? В воскресенье была нормальная такая термичка, несмотря на то, что всё в снегу. Потоки были до +4м/с, наборы до 1200м. На старте (и посадке) ветер гулял в секторе примерно 90 градусов. Это термическая турбулентность. Тут да, только успевай рулить и выдерживать направление примерно против ветра.

Про "чисто снос" можно говорить только в спокойном воздухе. Хотя и когда ковыряет тоже нужно успевать отслеживать и по возможности корректировать сносы.

Про разворот на ветер. Это бывает, ИМХО, только если аппарат имеет опору на землю (ноги пилота, а/б тележка и т.п.) или тягу (порывистый боковой ветер на буксировке). Как свободно полетел - всё, никаких "разворотов на ветер".
Last edited by myriad on 01 Apr 2013 12:51, edited 1 time in total.
Новости не станут лучше от того, что ты их раньше узнаешь

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:

Re: Снос

Post by Alexander Hollay » 01 Apr 2013 12:50

myriad wrote:Лично для меня в период начального обучения было неочевидно, куда доворачивать при сносе, первое время увидев снос, я какое-то время мучительно размышлял, и доворачивал...в сторону сноса :crazy: .
Тьфу ты сбил, перечитал твоё первое сообщение и тоже запутался где право, где лево. Хотя до этого вроде тут проблем не было. :rolf:

Пришлось придумывать правило, чтобы не путаться право с лево.
Сопротивляйся сносу. Если что то пытается тебя сдвинуть в сторону, то это ветер, доворачивай на него.

Принцип Паули:
"Если на систему находящеюся в состоянии равновесия, подействует сила, выводящая её из этого состояния, то внутри системы возникнут силы препятствующие этому")

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:

Re: Снос

Post by Alexander Hollay » 01 Apr 2013 12:54

Махно wrote:Судя по этому, вера в традиционный "доворот аппарата на ветер" никуда не делась :)
Не правильно понял меня. Тут как разя хотел сказать, что этим маневром можно почувствовать снос, а доворачивать надо в противоположную сторону.

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:

Re: Снос

Post by Alexander Hollay » 01 Apr 2013 12:57

myriad wrote:Нужно различать "снос от фонового ветра" и "ковыряние от термической турбулентности".
Ну ковыряние - это такой бодрый процесс, тут рулить быстро надо :D .
Пока что речь только чисто о плавном равномерном сносе от фонового ветра.

Махно
Posts:235
Joined:14 Sep 2012 23:17

Re: Снос

Post by Махно » 01 Apr 2013 12:57

Alexander Hollay wrote: Тут как разя хотел сказать, что этим маневром можно почувствовать снос
Но ведь нельзя же :)

User avatar
Ksu
Posts:456
Joined:22 Jun 2011 00:32
Location:Москва

Re: Снос

Post by Ksu » 01 Apr 2013 12:58

Alexander Hollay wrote:Сопротивляйся сносу. Если что то пытается тебя сдвинуть в сторону, то это ветер, доворачивай на него.
я бы оставила формулировку "Если что то пытается тебя сдвинуть в сторону, сопротивляйся: держи выбранное направление" :)
Это не спиральки! Это горизонтальные петли!

Махно
Posts:235
Joined:14 Sep 2012 23:17

Re: Снос

Post by Махно » 01 Apr 2013 12:59

Alexander Hollay wrote: Аппарат летит прямо, приотпускаем (немного ослабляем усилие на ручки) его, в этот момент он если хотел куда-то довернуть он делает это более резво
То есть аппарат таки доворачивает против ветра?

Post Reply