Снос

Вопросы техники пилотирования, а также различных методик и подходов в обучении

Moderators:SysTry, lea, Andrew

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.
Re: Снос

Post by air_stivale » 03 Apr 2013 01:10

Caustic wrote:...То-то он щеголяет по старту с наколенниками из чернозема. Наверное потому что не парится.
Да! Жизнь летная у него ни фига не скучная!
А главное ведь - рассказать обо всем может грамотно и популярно!

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:

Re: Снос

Post by Alexander Hollay » 03 Apr 2013 06:06

В целом мне разговор понравился, не смотря на замечания про флуде, тролях, гоблинах и других сказочных персонажах.

В итоге мне вырисовывается следующий алгоритм поведения (мышления) при заходе на посадку с боковым ветром:

1) Набираем повышенную скорость и перестаём париться по поводу боковой составляющей.

2) Заходим на посадку и определяем есть ли снос:
2.1. по набеганию земли (травы) - не всегда возможно, например, если везде снег.
2.2. по предварительно выбраному удаленному ориентиру (гора на горизонте,дерево и т.п.)

3) Если имеется боковая составляющая движения на малой высоте, то по-немногу (без фанатизма) открениваем, сопротивляясь сносу. С каждым небольшим открениванием боковая составляющая движения должна уменьшаться и должно становиться все более комфортно. Прекращаем этот процесс если аппарат перестало сносить и он летит четко против ветра - прямо и вниз.

Принято утверждение, что аппарат сам не выравнивается против ветра!

4) Если перед остановкой всё еще имеется боковая составляющая движения то в момент выдачи ручки, компенсируем возникающий крен. Т.е. летим подкренивая и готовы интенсивно подкренить в момент срыва потока в ту же сторону, что и откренивали на глиссадо.

Или по другому п.4. : при выдачи ручки жопу в сторону подымающегося крыла или подальше от опускающегося тот же объект.

5) Разворачиваем аппарат спиной к ветру, чтобы показать коллегам какое направление ветра на посадке (жест вежливости :) )

Если есть замечания, то высказывайте. Пока мысли собрались так. Надо попрактиковаться...

User avatar
myriad
Posts:53
Joined:19 Nov 2008 07:12
Location:Екатеринбург

Re: Снос

Post by myriad » 03 Apr 2013 07:10

-Рядовой Голлай!
-Я!
-Снег в Чебаркуле сошёл?
-Никак нет!
-Выполнить 10 посадок с боковым ветром 60 градусов справа, и 10 посадок с боковым ветром 60 градусов слева!
-Есть!
-О выполнении доложить! Да, и не забудьте взять 38 сухих портянок!
-Так точно!
-Идите!

;)
Новости не станут лучше от того, что ты их раньше узнаешь

Махно
Posts:235
Joined:14 Sep 2012 23:17

Re: Снос

Post by Махно » 03 Apr 2013 09:02

Alexander Hollay wrote: 1) Набираем повышенную скорость и перестаём париться по поводу боковой составляющей.
С чего вдруг? Снос так и останется, уменьшатся шансы на доворот аппарата ПО ветру при проваливании в приземный заторможенный слой.
Alexander Hollay wrote: 3) Если имеется боковая составляющая движения на малой высоте, то по-немногу (без фанатизма) открениваем, сопротивляясь сносу. С каждым небольшим открениванием боковая составляющая движения должна уменьшаться и должно становиться все более комфортно. Прекращаем этот процесс если аппарат перестало сносить и он летит четко против ветра - прямо и вниз.
Надо просто довернуть на нужный угол, а открениванием это делать или координированно - это зависит от ситуации. И цель - не лететь строго против ветра, а лететь с нужным курсом, компенсируя снос настолько, насколько это необходимо, потому что площадка не всегда позволяет садиться без сноса.

Alexander Hollay wrote: 4) Если перед остановкой всё еще имеется боковая составляющая движения то в момент выдачи ручки, компенсируем возникающий крен. Т.е. летим подкренивая и готовы интенсивно подкренить в момент срыва потока в ту же сторону, что и откренивали на глиссадо.
В целом как-то так, но не совсем. Крен на выдаче, вобщем-то, не обязательно возникнет, тут скорее идея задать крен в сторону ветра, чтобы не поломать аппарат при касании, так как он-то продолжит сноситься по ветру, а человек уже будет зафиксирован. Вообще лучше просто плавно довернуть в последние секунды, потому что выдача с креном приведёт к неравномерному срыву, причём, больше шансов что раньше сорвётся подветренное крыло, чего мы собсно и пытались избежать.

User avatar
zheka
Posts:222
Joined:17 Nov 2008 11:43
Location:Воронеж
Contact:

Re: Снос

Post by zheka » 03 Apr 2013 09:22

Вот насчет последних секунд может получиться засада. Аппарат может полететь какое-то время "крылом вперед" (нос уже повернулся, курс ещё не поменялся). Если подорвешь до полной остановки - хорошо, а если надо пробежаться - вбок бежать скорее всего не получится.
Лучше имхо делать всего 2 вещи: заходить на скорости и держать курс по прямой.
GPS receiving the GPFS forwarded by a GPP located in the radio range of the GPD.

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Снос

Post by air_stivale » 03 Apr 2013 09:42

Про крайние секунды полета перед посадкой скорее с zheka соглашусь:
zheka wrote:...заходить на скорости и держать курс по прямой.
Открениваем не аппарат, а себя в сторону сноса при появлении тенденции к довороту, с целью равномерно загрузить крыло, обеспечив прямолинейное по возможности движение, не позволяя наветренному сорваться раньше. Ну, естественно, пройтись-пробежаться крабиком придется.

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Снос

Post by air_stivale » 03 Apr 2013 09:55

А почему глиссадО, а не глиссадА ? Чет по сознанию режет.

Махно
Posts:235
Joined:14 Sep 2012 23:17

Re: Снос

Post by Махно » 03 Apr 2013 09:56

air_stivale wrote:себя в сторону сноса при появлении тенденции к довороту
А откуда ей взяться? При провале в заторможенный слой тенденция к отвороту.

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Снос

Post by air_stivale » 03 Apr 2013 10:09

Махно wrote:
air_stivale wrote:себя в сторону сноса при появлении тенденции к довороту
А откуда ей взяться? При провале в заторможенный слой тенденция к отвороту.
Ну так от снижения и движения через градиент ветра сбоку. Как у признанного эксперта, Денниса Пейгина, написано.Проходя через слой, где ветер притормаживает с уменьшением высоты, дельт по инерции, согласно с Ньютоном, продолжает двигаться в заданном направлении с прежней скоростью (ну упрощенно). И для него создается ситуация, что ветер как бы задувает с противоположной от ветра стороны. Подъемная сила там возрастает, с наветренной уменьшается. Он накренивается и подворачивает. А мы с этим боремся.
Как то так.
Last edited by air_stivale on 03 Apr 2013 10:26, edited 1 time in total.

Махно
Posts:235
Joined:14 Sep 2012 23:17

Re: Снос

Post by Махно » 03 Apr 2013 10:17

Ну тут опять же, как я понимаю, возможны 2 варианта в зависимости от скорости - доворот по курсу в сторону "порыва", то есть по ветру, либо доворот против ветра в силу возрастания подъёмной силы на левом полукрыле. Вобщем, да, при избытке скорости, скорее, довернёт против.

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Снос

Post by air_stivale » 03 Apr 2013 10:24

Да, эффект от парусности и киля будет слабоват по сравнению с наклоном подъемной силы.

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:

Re: Снос

Post by Alexander Hollay » 03 Apr 2013 10:46

air_stivale wrote:А почему глиссадО, а не глиссадА ? Чет по сознанию режет.
Оговорился, правильно действительно
Глиссада (фр. glissade — «скольжение»)
Наверное навеяло от расгеадо, стаккато. Всё по Фрейду :D

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:

Re: Снос

Post by Alexander Hollay » 03 Apr 2013 11:04

Наверное до практики мы не дойдем :D

Попытаюсь структурировать высказанные замечания:
Действия на глиссада:
Alexander Hollay wrote:3) Если имеется боковая составляющая движения на малой высоте, то по-немногу (без фанатизма) открениваем, сопротивляясь сносу. С каждым небольшим открениванием боковая составляющая движения должна уменьшаться и должно становиться все более комфортно. Прекращаем этот процесс если аппарат перестало сносить и он летит четко против ветра - прямо и вниз.
Принято утверждение, что аппарат сам не выравнивается против ветра!
Махно wrote:Надо просто довернуть на нужный угол, а открениванием это делать или координированно - это зависит от ситуации. И цель - не лететь строго против ветра, а лететь с нужным курсом, компенсируя снос настолько, насколько это необходимо, потому что площадка не всегда позволяет садиться без сноса.
air_stivale wrote:Проходя через слой, где ветер притормаживает с уменьшением высоты, дельт по инерции, согласно с Ньютоном, продолжает двигаться в заданном направлении с прежней скоростью (ну упрощенно). И для него создается ситуация, что ветер как бы задувает с противоположной от ветра стороны. Подъемная сила там возрастает, с наветренной уменьшается. Он накренивается и подворачивает. А мы с этим боремся.
Как то так.
Махно wrote:Ну тут опять же, как я понимаю, возможны 2 варианта в зависимости от скорости - доворот по курсу в сторону "порыва", то есть по ветру, либо доворот против ветра в силу возрастания подъёмной силы на левом полукрыле. Вобщем, да, при избытке скорости, скорее, довернёт против.
Резюмирую:
1) Если площадка позволяет, то боремся с боковой составляющей подкренивая, пытаясь её уменьшить.
2) Если надо зайти на полосу с боковым ветром, то держим нос аппарата немного на ветер (см. рисунок)
Image
3) Чтобы не попасть в срез (замедление ветра) - заходим на повышенной скорости.

User avatar
Alexander Hollay
Posts:91
Joined:18 Aug 2009 20:55
Location:Челябинск
Contact:

Re: Снос

Post by Alexander Hollay » 03 Apr 2013 11:20

Срыв потока:
Alexander Hollay wrote:4) Если перед остановкой всё еще имеется боковая составляющая движения то в момент выдачи ручки, компенсируем возникающий крен. Т.е. летим подкренивая и готовы интенсивно подкренить в момент срыва потока в ту же сторону, что и откренивали на глиссадо.

Или по другому п.4. : при выдачи ручки жопу в сторону подымающегося крыла или подальше от опускающегося тот же объект.
Махно wrote:Крен на выдаче, вобщем-то, не обязательно возникнет, тут скорее идея задать крен в сторону ветра, чтобы не поломать аппарат при касании, так как он-то продолжит сноситься по ветру, а человек уже будет зафиксирован. Вообще лучше просто плавно довернуть в последние секунды, потому что выдача с креном приведёт к неравномерному срыву, причём, больше шансов что раньше сорвётся подветренное крыло, чего мы собсно и пытались избежать.
zheka wrote:Вот насчет последних секунд может получиться засада. Аппарат может полететь какое-то время "крылом вперед" (нос уже повернулся, курс ещё не поменялся). Если подорвешь до полной остановки - хорошо, а если надо пробежаться - вбок бежать скорее всего не получится.
Лучше имхо делать всего 2 вещи: заходить на скорости и держать курс по прямой.
Резюмируя:
1) Перед отдачей ручки быть готовым в любой момент, если пойдет крен, переместиться в сторону для его исправления.
2) Если рельеф такой, что крыло может ткнуться, например в склон, при боковом сносе или движении по инерции, то специально задать небольшой крен в момент дачи, чтобы поднять крыло, которое хочет уткнуться.
3) Быть готовым БЕЖАТЬ!

Чтобы не запутаться и доворачиваем, и открениваем, и бежим на ветер, т.е. оказываем сопротивление. Действуем против сил, вызывающих вещи, которые нам не нравятся, например, снос. :dirol:

air_stivale
Posts:631
Joined:18 Oct 2011 07:26
Location:г.Бердск, Новосибирская обл.

Re: Снос

Post by air_stivale » 03 Apr 2013 11:29

Ху-у-у, Саня! "Такие повороты не для моей лошади!" Вот - на предыдущий пост:
Да! Скорость это наше ВСЕ! - И высота, и маневр, и устойчивость, и управляемость!
Не то чтобы не попасть в срез ветра, а без проблемно пройти вблизи поверхности.
Да, еще вот вспомнил. Поосторожней на посадке в сильный ветер, когда будешь пробиваться на зажатой ручке. В этом случае крыло срывать не понадобится, просто пройдись-пробегись крабиком.
А че до практики-то не дойдем? Два-три раза сделал, а дальше мозг запомнит и в нужное время все сделает как надо.

Post Reply