High Siding - что это и с чем едят?
Moderators:SysTry, lea, Andrew
Категорически неправильно. Сейчас ты написал как свалить крыло в спирали.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Отрицательный результат - тоже результат. А можно подробнее? Все пишут про спирали малого радиуса, низкую скорость внутреннего полукрыла и пр. Довольно сложно не прийти к сваливанию и пр.Категорически неправильно. Сейчас ты написал как свалить крыло в спирали.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Встань в потоке в широкую спираль и постепенно уменьшай радиус следя за балансом скорости, крена и выдачи ручки. В определённый момент почувствуешь, что внутреннее полукрыло начинает терять опору. Это начало хайсайда. Скомпенсировав это отклонением тела наружу спирали и периодически подруливая можно оставаться в таком режиме достаточно долго.
Last edited by Asian on 26 Sep 2013 17:29, edited 1 time in total.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
1. Т.е. начнёт срываться. Правильно?Встань в потоке в широкую спираль и постепенно уменьшай радиус следя за балансом скорости, крена и выдачи ручки. В определённый момент почувствуешь, что внутреннее крыло начинает терять опору. Это начало хайсайда
2. Если оставить при этом всё как есть, то будет сваливание на крыло, ну или плоский штопор. Правильно?
3. Перенеся часть массы на внешнее полукрыло я уменьшу скорость сваливания внутреннего полукрыла и оно о5 получит опору, правильно?
4. Т.к. центр. тяжести будет всё же на внешней стороне - дельтаплан будет выполаживать крен. Правильно?
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Нет. Режим срыва- это превышение критического угла атаки. В данном случае срыва не происходит, просто скорость потока, набегающего на внутреннее полукрыло на малом радиусе существенно меньше, чем на внешнее. Проще говоря, ты же не сможешь оторваться от земли на скорости 6м/с? Вот и внутреннее полукрыло не может тебя удержать на такой (условно) скорости. А угол атаки при этом меньше срывного.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
На самом деле это сильно упрощённое, гиперболизированное объяснение, но принцип должен быть понятен.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Asian, 6 м\с значительно ниже скорости срыва. Т.е. внутреннее крыло летит значительно медленнее, чем если просто прямолинейно сорвать крыло? Если да, то почему оно не срывается, если нет, то значит скорость внутреннего полукрыла при этом в промежутке от балансира до скорости срыва? т.е. просто подъёмная сила слишком мала и скорость снижения гораздо выше чем у внешнего полукрыла?
+ интересует ответ по п.2,3,4 =)
+ интересует ответ по п.2,3,4 =)
Re: High Siding - что это и с чем едят?
1) Не обязательно, не нужно доводить крыло до того момента пока оно начнет срываться. Ведь если ты крутишь нуль на высоте от горки 50 метров, а на моей практике это часто бывало, то срыв крыла приведет не к самому желательному результату, буде пикировать пока АПУ не стработаеют, если конечно ручку приберешь, если нет и того хуже. Я всегда боюсь склона, хоть и кручу вблизи него, поэтому держу дельтаплан в нормальном режиме с возможностью отработать любое возмущение воздуха.faiwer wrote:Т.е. если лететь в спирали, задав небольшой крен и выпихнув ручку дальше балансира, но ещё не сорвав крыло, то мы получаем то, что разница скоростей и подъёмных сил между полукрыльями достигает довольно больших величин. И для того, чтобы не сорвать внутреннее полукрыло, нам необходимо перенести из него часть массы, в сторону внешнего полукрыла, чтобы скорость срыва внутреннего полукрыла уменьшилась, и соответственно полукрыло не срывалось. /quote]
Вообще я не понимаю, почему ты считаешь что при H.S., нужно выпихивать руку. Зачем? Я не пихаю, держу все время в наивыгоднейшем качестве, возможно даже иногда прижимаю, ну когда например из ядра выпадываешь, что бы не клюнуть слишком сильно, не сорвать крыло и остаться в той же плоской спирали, наоборот немного прибераю, что бы сохранить или задать еще немного больше енергии внешнему полукрылу.
faiwer wrote:1. Т.е. начнёт срываться. Правильно?2. Если оставить при этом всё как есть, то будет сваливание на крыло, ну или плоский штопор. Правильно?3. Перенеся часть массы на внешнее полукрыло я уменьшу скорость сваливания внутреннего полукрыла и оно о5 получит опору, правильно?4. Т.к. центр. тяжести будет всё же на внешней стороне - дельтаплан будет выполаживать крен. Правильно?
2) Нынче крылья не делают плоский штопор. Что бы в него ввести дельтаплан, нужно его очень сильно перенастроить и сильно при этом постараться в воздухе. Я когда пытался специально это сделать с крылом, не очень хорошо получалось, я бы сказал вообще не получалось. Хотя умение ввести крыло в плоский штопор, дает тебе дополнительный шанс сбросить высоту, если вдруг попал в постоянные плюса.
3)Да ты уменьшаешь его скорость, но не сваливания, а срыва.
4) Опять же не обязательно будет выполаживание. Полскольку ты в спирали и совершаешь круговые движения, то у тебя есть центростремительное ускорение, стремящееся в центр, а так же скорость крыла, как тут сказали. немного увелечивается, по-этому особо крыло и не старается выположиться. Ну а если и старается выположится, то для это ты и подвешен под крылом, управляй им и сохраняй баланс, а то в тебе не будет смысла и крыло будет летать само

Вообще тема была заведена, что бы уточнить, как с физической стороны выглядит H.S.? При том что крыло не имеет тенденций к ввинчиванию в спирали и настроено по стандарту, без дополнительных надстроек. Желательно с формулами, если кто может))
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Что значит, значительно ниже? Сорвать крыло, можно и на 6 м/с, если резко увеличить угол атаки, что и демонстрируют порой учлёты на пробежках.faiwer wrote:Asian, 6 м\с значительно ниже скорости срыва
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Разговор напоминае спор слепого с глухим. Попробуйте полетать в этом режиме, и половина вопросов отпадёт. Для второй половины достаточно вдумчиво проработать "Учись летать на дельтаплане". Все нужные формулы там есть.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Как я уже тебе писал, я пока не вижу в этом логики. Если центростремительное ускорение будет бороться с силой тяжести, то внешнее полукрыло не станет тяжелее, откуда тогда взяться доп. скорости? А если не будет, то должно быть выполаживание. Ну или тут всё сложнее.4) Опять же не обязательно будет выполаживание. Полскольку ты в спирали и совершаешь круговые движения, то у тебя есть центростремительное ускорение, стремящееся в центр, а так же скорость крыла, как тут сказали. немного увелечивается, по-этому особо крыло и не старается выположиться.
Если я полечу прямолинейно и начну понемногу выпихивать ручку, то сорву крыло на скорости около 29-30км\ч. Разве не так? Т.е. если внутреннее крыло будет постепенно тормозить то и сорваться оно должно на этой же скорости. Ну я так думаю.Что значит, значительно ниже? Сорвать крыло, можно и на 6 м/с, если резко увеличить угол атаки, что и демонстрируют порой учлёты на пробежках.
Подавляющая часть дельтапланеристов у нас имеет самое слабое представление о том почему дельтаплан летает. Азарьев пишет слишком академично ("Учись летать..." пока не читал, только отрывками). А формулы вторичны. В общем имеем ситуацию когда почти на любой вопрос есть 10 разных мнений что да как, и все они отличаются. И только 1 из 10 знает наверняка, но молчит. Не хватает в дельтапланеризме внятной книги вроде "Понять небо". Потому и летаем глупыми.Разговор напоминае спор слепого с глухим. Попробуйте полетать в этом режиме, и половина вопросов отпадёт. Для второй половины достаточно вдумчиво проработать "Учись летать на дельтаплане". Все нужные формулы там есть
Re: High Siding - что это и с чем едят?
критического угла атаки относительно чего у чего?Asian wrote:Нет. Режим срыва- это превышение критического угла атаки.
Re: High Siding - что это и с чем едят?
В своём комментарии я постарался точнее ответить на вопрос топикстартера о технике h.s. в узких спиралях при слабой
термичности. Аналогия с узким динамиком мне показалась вполне приемлемой.
Опять же, какое крыло, какая у него динамика срыва - достаточно плавная или резкая, какая управляемость на околосрывных режимах.
Никитин "Мотодельтапланы. Проектирование и теория полета"
У нас - всегда - крыла.
термичности. Аналогия с узким динамиком мне показалась вполне приемлемой.
Это в каком потоке! При, пусть и узком, но сильном потоке это вполне возможно - приращение Vy позволяет увеличить Vx и отодвинуть срыв.Asian wrote:В хайсайде тенденции к скольжению нет, потому что имеющийся крен при данной скорости сбалансирован центробежной силой, как в обычной спирали
Опять же, какое крыло, какая у него динамика срыва - достаточно плавная или резкая, какая управляемость на околосрывных режимах.
Абсолютно правильноfaiwer wrote:1. Т.е. начнёт срываться. Правильно?Встань в потоке в широкую спираль и постепенно уменьшай радиус следя за балансом скорости, крена и выдачи ручки. В определённый момент почувствуешь, что внутреннее крыло начинает терять опору. Это начало хайсайда
2. Если оставить при этом всё как есть, то будет сваливание на крыло, ну или плоский штопор. Правильно?
3. Перенеся часть массы на внешнее полукрыло я уменьшу скорость сваливания внутреннего полукрыла и оно о5 получит опору, правильно?
4. Т.к. центр. тяжести будет всё же на внешней стороне - дельтаплан будет выполаживать крен. Правильно?
Азарьев пишет вполне понятно, особо напрягаться не требуется, достаточно физмата средней школы. Могу еще порекомендовать: Клименко,faiwer wrote: Азарьев пишет слишком академично
Никитин "Мотодельтапланы. Проектирование и теория полета"
Крыла, Геночка, крыла. Относительно потока.asterix20 wrote:критического угла атаки относительно чего у чего?

Везет же некоторым!KIPISH wrote:На малых высотах никто конечно не учится это делать, у нас горка 1000 метров,
Re: High Siding - что это и с чем едят?
Ну судя по всему у Asian-а противоположное мнение на этот счёт. Отправил меня штудировать 123-ёх стр. физ.мат книжку 1983 года за формулами. Я даже не знаю в чём ошибся. И что мне делать с этими формулами.Абсолютно правильно
Если всё правильно, то не сходится с тем, что, вроде бы, при h-s выполаживания не происходит. Во всяком случае я так понял часть постов отсюда. Там пишут, что используют h-s для того, чтобы удержать угол крена ( "in order to hold a bank angle then one has to constant.." ). Пишут что h-s необязателен для крыльев несклонных к усугублению крена, а для склонных весьма полезен.
Прочитал от корки до корки про опасные режимы полёта. 10% наверное понял. Про кувырок (собственно ради чего и читал) почти ничего не понял. Не назвал бы это понятным. Вот "понять небо" написано понятным языком, о довольно сложных вещах. Да нужно иногда вдуматься, но 70% остаётся в голове.Азарьев пишет вполне понятно, особо напрягаться не требуется, достаточно физмата средней школы
Редкий полёт длится больше 30 минут (в основном в июле-августе прёт). Из-за близости города у нас обычно очень слабая погода. Планируем осваивать малинку и летать там где погода прётВезет же некоторым!

Re: High Siding - что это и с чем едят?
Физическая модель опускания внутреннего полукрыла при том процессе, который последствии обозвали умным буржуйским словом "Хайсайд" смотри: ""Учись летать на дельтаплане" рис.51 с пояснениями, установившееся движение дельтаплана в спирали- там же, рис.50. Кому действительно надо, тот найдёт. Ну формулки вокруг, если осилите.
P.S. В буквари тоже иногда полезно заглядывать.
Косментарий к рис.50: срыв потока произойдёт только если переотдать ручку "от себя"- крайний вариант развития ситуации
P.S. В буквари тоже иногда полезно заглядывать.
Косментарий к рис.50: срыв потока произойдёт только если переотдать ручку "от себя"- крайний вариант развития ситуации